?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Почему сбываются святочные гадания?
neveev
Обычно, когда говорят о святках, то имеют в виду время от Рождественского Сочельника до Крещения Христова, т.е. период с 6 по 19 января (по новому стилю). В этот период русские крестьяне – жители сел и деревень колядовали, отправляли различные обряды и устраивали самые разные игры. И святочные гадания были одним из вариантов веселого, интересного и даже таинственного святочного времяпрепровождения.

По-видимому, святочные гадания представлялись нашим предкам более информативными, чем гадания, осуществляющиеся в другие периоды: святки воспринимались как некое пограничное время, когда стирается граница с потусторонним миром, и, в результате, можно получить сведения, недоступные в течение года.

В основе веры в то, что святочные гадания сбываются, как, впрочем, и в основе веры в гадания вообще, лежит очень простое заблуждение: случайности не случайны, и, в частности, не случайны совпадения.

Давайте же вникнем в эту тему глубже.

Представьте, что у вас есть две игральные кости: допустим, одна из них – красная, а другая – черная. В одну из святочных ночей вы кидаете красную кость, и на ней выпадает «шесть». Вы запоминаете этот результат. Проходит время. Наступает весна. И вот в один из теплых апрельских дней вы кидаете черную кость, и на ней выпадает «шесть». Будете ли вы считать, что красная игральная кость предсказала поведение черной кости?

Понятно, что люди, верящие в гадания, подобны тем, кто скажет, что красная игральная кость предсказала поведение черной. Действительно, люди, верящие в гадания, не понимают, что совпадение того, что получилось в результате гадания, с тем, что после гадания случилось в реальной жизни, является совершенно случайным.

Разумеется, на святки никто не метал игральные кости, гадательные действия были куда более впечатляющими. Кстати, сам этот впечатляющий характер гадательных действий, конечно, вносил свой вклад в укрепление суеверных заблуждений наших предков относительно предсказательной силы святочных гаданий: легко поверить в эффективность сложной, многоступенчатой, долгой гадательной процедуры, в которой вытягивание жребия сопровождается групповыми песнопениями на языке, несколько отличном от бытового (так называемые, подблюдные гадания), или в предсказательную силу действий запретных и пугающих (так называемые страшные гадания).

Но главное отличие святочных гаданий от описанного выше метания красной игральной кости заключается даже не в этом.

Дело в том, что вероятность случайного совпадения того, что произошло в процессе святочного гадания, с тем, что произошло в реальной жизни, еще выше, чем в нашем примере с костями!

Почему?

Да потому, что результат гаданий гораздо менее точен, чем количество очков на игральной кости. Так, например, в одном из многочисленный вариантов святочных гаданий девушка кидает через ворота валенок, и считается, что куда показывает носок упавшего валенка, с той стороны и приедет жених. Понятно, что по азимуту это направление никто не определяет, поэтому вероятность того, что жених приедет примерно с той стороны, куда указал валенок, усиливается.

Да и само понятие «сторона» весьма растяжимо. Действительно, в одном направлении может находится множество сел, деревень, хуторов. Соответственно, и вероятность того, что сваты приедут именно с той стороны, куда указал носок валенка, многократно возрастает.

Это похоже на ситуацию, в которой вместо красной игральной кости вы подбрасывали бы монету, на одной стороне которой написано «четное», а на другой – «нечетное». В этом случае вероятность того, что удастся предсказать поведение черной кости стала бы выше, поскольку составляла бы уже не один шанс из шести, а три шанса из шести (один шанс из двух). Другими словами, выпади монета стороной с надписью «четное», «предсказание» сбылось бы и в случае, если черная кость выпадет гранью «шесть», и гранью «четыре», и гранью «два».

А вот еще пример. Известно, что одной из форм святочных гаданий было спрашивание первого встречного. В частности, сельские девушки святочной ночью спрашивали у первого встречного мужчины его имя и делали вывод, что их будущего супруга будут звать именно так. Но дело в том, что такое гадание имеет весьма серьезные шансы сбыться и без всякого влияния пограничного периода или вмешательства нечистой силы: мужских имен не так много, да и вероятность того, что первый встречный будет носить широко распространенное имя, выше, чем вероятность того, что его будут звать каким-нибудь редким именем. Другими словами, говоря упрощенно, первого встречного, скорее всего, будут звать Иваном, Петром, Федором, как и будущего супруга любительницы святочных гаданий.

Смотрите ли вы на тень на стене, отбрасываемую скомканной сожженной бумагой, вглядываетесь ли в яичный белок, вылитый в банку с водой, слушаете ли слова опытного предсказателя – вы всегда получаете нечеткий образ, допускающий самые разные трактовки.

Нечеткий образ, полученный в результате гадания, позволяет к тому же изменить толкование постфактум. Допустим девушка в святочную ночь вылила растопленный воск в молоко. Воск застыл в молоке в форме барашка. А весной в доме завели пушистую собачку. Девушка делает вывод, что гадание сбылось, просто она неверно интерпретировала результат гадания и увидела в застывшем воске барашка, тогда как там был именно щенок.

Это очень похоже на то, что с нами происходим, когда проявляется уязвимость нашего разума под названием «искажение задним числом».

Образы, возникающие в результате страшных гаданий в зеркале («суженый-ряженый, приходи ко мне ужинать!») или в проруби при плохом освещении и в атмосфере страха и таинственности, тоже весьма нечеткие. Но, мало этого, данные образы еще и не могут быть объективно зафиксированы. Поэтому спустя какое-то время девушке будет казаться, что в зеркале или в проруби она видела именно того, кто к ней посватался. Это связано с тем, что наша память реконструктивна, а то, что мы вспоминаем, существенно корректируется под влиянием новой информации (подробности по ссылке).

То же самое касается и гаданий, в которых суженый-ряженый приходит во сне (к колодцу - воды напиться). Кстати, о том, что такое вещие сны, и о том, почему они сбываются, я подробно рассказывал по ссылке.

Вдобавок, и события, происходящие в жизни, которые, собственно, и пытаются предсказывать с помощью святочных гаданий, далеко не всегда также однозначны, как выпадение шестерки на игральной кости. Действительно, одно дело, если результатом святочного гадания стало «выйдешь замуж в этом году» (трудно трактовать слова «в этом году» расширительно), и совсем другое, если в процессе подблюдного гадания вам предсказали счастливую супружескую жизнь. Во втором случае вероятность того, что гадание «сбудется», гораздо выше, поскольку, во-первых, понятие «счастливое супружество» довольно растяжимо и, во-вторых, супружество длится долго, а потому вполне возможно, что счастливый период, если и не наступит сразу, то все-таки установится позже.

То же самое и с предсказанием богатства: четкую грань, сравнимую с гранью между пятеркой и шестеркой, провести между небогатой семьей и семьей богатой невозможно.

Кстати, такого рода слова и словосочетания, допускающие множество толкований, обожают использовать всякого рода предсказатели, экстрасенсы и ясновидящие. Подробнее о такого рода приемах вы можете прочитать по ссылке.

Нельзя не вспомнить здесь и о том, что святочные гадания зачастую предсказывают вещи, весьма отдаленные по времени. Например, долголетие. И правда: проверить правильность предсказания долголетия можно лишь спустя долгие годы.

Ну и в заключение нельзя не рассмотреть еще один механизм, лежащий в основе суеверной убежденности в предсказательной силе гаданий, любых, не только святочных. Речь тут идет о том, что человек, верящий в гадания, склонен трактовать результаты гаданий предвзято. Сбылось гадание – все отлично, гадания сбываются. Не сбылось – гадания в целом сбываются, а в этом случае просто что-то помешало.

Да и вообще человеческий разум больше склонен искать подтверждений, чем опровержений (подробности по ссылке). Это свойство нашего разума, кстати, не только способствует формированию и укреплению веры в гадания, но и мешает нам понять, что перед нами шарлатан.

Воду на мельницу этой предвзятости льют и суеверные рассказы о сбывшихся гаданиях: человек приступает к святочным гаданиям, будучи уже убежденным в их действенности. А вот о том, что судить по единичным случаям, да еще и не зафиксированным объективно (а именно о таких случаях идет речь во всех этих быличках про некую девку, которая в Васильев вечер нагадала себе богатого и красивого мужа, и это предсказание сбылось) об эффективности или вообще о существовании чего бы то ни было, мягко говоря, не стоит, наши предки, к сожалению, не знали. Впрочем, не догадываются об этом, к несчастью, и многие наши современники.

Еще по теме:


  1. Оккультное мышление

  2. Наивная проверка

  3. Иллюзия эффективности



  • 1
Качественный разбор. И ссылки полезные.
Ценность - в систематизации ошибок мышления, приводящим к укреплению веры в них. Ведь это позволяет тем, кто знает, что это заблуждения, нивелировать их влияние и соответственно, возможность манипулирования собой. На тему вещих снов примерно то же самое делали тут, сохранял ссылку: https://youtu.be/xXkLjCh7-QU

  • 1