Previous Entry Share Next Entry
Бизнес-тренинги, или как успешно впасть в детство
neveev
Некоторое время назад ко мне обратилась журналистка газеты «Комсомольская правда» с просьбой прокомментировать обнаруженный ей пост на Фейсбуке. Для просмотра этого, как бы помягче выразиться, неоднозначного поста можно перейти по ссылке, если она все еще работает. Скриншот поста смотрите в конце страницы.

И вот, какой комментарий у меня получился.

Я испытал настоящий шок, когда впервые прочитал этот пост. Но почему я был шокирован? Чтобы понять это, мне пришлось разобрать этот пост на атомы. Итак…

«Этот пост адресован моей жене…» - выносить на всеобщее обозрение свои семейные отношения – это, во-первых, дурной тон, во-вторых, угроза этим отношениям: жена банально может обидеться. Соответственно или у данного человека просто нет никакой жены, а пост является рекламой «Бизнес-молодости», или данный человек в семейных отношениях разбирается еще хуже, чем в бизнесе, или «Бизнес-молодость», как и многие другие подобные тренинги просто старается вбить клин между адептом тренинга и членами его семьи.

Кстати, на эту мысль наталкивает и то, как автор поста описывает свое общение с женой. Фактически жена обвиняется в том, что мешает мужу развиваться, растаптывает его мечту. Такое вбивание клина между мужем и женой, действительно, присуще многим тренингам. Так, например, участнику бизнес-тренинга, тренинга личностного роста могут заявить примерно следующее: «твоя жена - подавляющая личность, она мешает твоему развитию, заражает тебя своим «лузерством», приведи ее к нам на тренинг или брось, чтобы она не тормозила твой личностный рост».

«Я вложил в написание… технологии, полученные в Бизнес Молодости» - если понимать под технологией то, что под ней понимается традиционно, а именно методику достижения конкретной цели, основанную на научных исследованиях и имеющую достаточно высокую эффективность, то никаких технологий у «Бизнес-молодости» нет. Все, что транслируют эти ребята, не имеет под собой научных оснований и представляет собой по большей части лозунги, мотивационные выкрики и прописные истины.

Какой процент людей, проходивших тренинги, предлагаемые «Бизнес-молодостью» действительно приобрели стабильный доход, получаемый за счет созданного ими «с нуля» бизнеса? У какого процента участников тренинга этот доход сохранялся хотя бы на протяжении пяти лет?

Есть, правда еще одни нюанс – дело в том, что при проверке эффективности, например, лекарств, учитываются не только случаи выздоровления, но и случаи ухудшения и побочные эффекты. Поэтому, оценивая «Бизнес-молодость», надо подсчитать и процент тех, кто из-за тренингов «Бизнес-молодости» упустил шанс получить востребованную специальность, впустую потратил годы, в течение которых можно было построить карьеру, стал банкротом, хроническим должником.
Впрочем, термин «технология», как, кстати и термин «психотерапевт» или «бизнес-тренер» не определен юридически, поэтому технологией, в принципе, можно называть, что угодно.

Подробнее эти проблемы «Бизнес-молодости» разбираются по ссылке.

«…решил прикоснуться к мечте: поехал на тест-драйв…» - мотивационные задания такого рода (конечно, тренера называют эти задания технологиями) весьма характерны для всех этих тренингов с неподтвержденной эффективностью. Все эти тренинги зациклены на вопросах мотивации, мол, без сильной мотивации никакого бизнеса не создашь. Именно об этом подходе и пишет автор поста.

«Цель, не подкрепленная эмоциями, обречена на провал - это любой психолог или бизнес-тренер подтвердит» - в этой фразе сделаны сразу несколько ошибок.

Во-первых, ставится знак равенства между психологом и бизнес-тренером, т.е. автор поста, видимо, плохо представляет себе, кто такие психологи и чем они занимаются. Автор поста, по-видимому, не осознает, что тогда как психолог – это специальность, приобретаемая посредством высшего образования, бизнес-тренер – это, так сказать, самопровозглашаемый титул, который может присвоить себе любой человек. Более того бизнес-тренинг – это современная форма шарлатанства: не существует гарантированных способов основать успешный бизнес, соответственно и тренировать нечего. Поэтому собственно бизнес-тренера и занимаются мотивационными заданиями и выкриками.

Конечно, есть шарлатаны и среди людей с образованием психолога, но психология в отличие от бизнес-тренингов – это наука.

Во-вторых, если мы покинем странные берега бизнес-тренинга и отправимся в страну научной психологии, мы увидим, что эмоции и достижение цели связаны очень разнопланово. Эмоции могут помогать достичь цели, а могут мешать. Наконец, эмоции по поводу цели вообще могут исчезнуть. Но целеустремленный человек тем и отличается, что планомерно добивается достижения цели, не смотря на наличие или отсутствие эмоций.

Вообще, если отбросить инфантильное по своей сути мышление, которое формируется зачастую на тренингах, можно понять, что для достижения цели важны три вещи: нужно знать, как ее достигнуть, необходимо иметь навыки, необходимые для ее достижения, и, наконец, требуется сила воли, которая необходима для преодоления препятствий и для того, чтобы не прекращать усилий, если мотив исчезнет. Особенно важна сила воли для долгосрочных проектов.

Еще одна ошибка – поиск внешнего мотива. Эксперименты показывают, что перевод внутренней мотивации во внешнюю снижает интерес к деятельности. Среди психологов для иллюстрации этой закономерности есть байка. Мальчишки стали играть в футбол под окнами профессора психологии, шумели и мешали. Профессор подошел к ним и вместо того, чтобы отругать сказал: «мне очень нравится, что вы здесь играете, вот вам за это по 5 долларов, приходите и завтра сюда играть». Так повторялось несколько дней, а потом профессор перестал платить, ну а мальчишки перестали играть в футбол. Что сделал профессор? Он сначала подменил внутреннюю мотивацию внешней, а потом эту внешнюю мотивацию отключил.

Подробнее о проблеме мотивации и самомотивации можно прочитать по ссылке.

Но окей, давайте допустим, что сильный мотив все-таки важен и порассуждаем.

Если верить автору поста, то жилищные условия у него никудышние – он с семьей живет на съемной квартире. Квартирный вопрос, как мы знаем мотивирует довольно сильно. Но в данном случае получается, что улучшение жилищных условий - это недостаточный мотив или как? Получается, что купить себе клевую тачку за 4 миллиона интереснее?

Впрочем, с машинами сейчас, действительно, в нашей стране какая-то странная ситуация: нередко человек живет в хрущобе, но ездит на BMV Х5, или покупает себе битую развалюху престижной марки, хотя мог бы купить новую, но не статусную машину, или берет кредит только для того, чтобы купить себе статусный автомобиль. Чем вызвано такое нерациональное поведение? Тем, что у человека обострена потребность в статусе. Именно эта обостренная потребность замутняет рассудок, мешает действовать рационально. Примешивается тут, конечно, и эгоизм, который подавляет чувство ответственности за жену и детей: «зачем мне заниматься жилищными условиями моей семьи, когда я могу доставить удовольствие себе, купив новую статусную тачку?!». Человек предпочитает ездить на хорошей машине, чем обезопасить собственных детей от превращения в бомжей. Тут видно и отсутствие стратегии, и жизненного плана, и умения заглядывать далеко вперед – думать о судьбе собственных детей. Так что мне трудно сказать, чего больше в поведении автора поста: безнравственности или безмозглости.

В действительности же сила мотива сама по себе не гарантирует результата. Например, многим подросткам мужского пола очень и очень хочется интимных отношений с девушками (подростковая гиперсексуальность), причем им не нужен для этого тест-драйв, они и так хотят интима очень сильно, но это почему-то не приводит само по себе к возникновению столь желанной интимной близости. Как же так? Где же мудрое подсознание? Или только мотив, созданный после прохождения тренингов «Бизнес-молодости», способен пробудить эту чудесную мудрость?

Но все эти тренеры продолжают настаивать: «мотивируйте себя! мотивируйте себя!» Почему? Потому что это удобно. Во-первых, не нужно людей ничему учить, не нужно монотонно отрабатывать какие-либо навыки, а можно просто ходить по сцене и восклицать. Во-вторых, упор на силу желания – это отличная защита от разоблачения: добился успеха, значит, тренинг эффективен, не добился, значит, не тренинг бесполезный, а ты недостаточно сильно хотел.

Да и вообще мыслить в логике "как мне заработать определенную сумму" – это ошибка. Мыслят таким образом, например, подростки, которые ищут способ "срубить бабла по легкому", заработать на новый смартфон или на девушку с низкой социальной ответственностью. И такое мышление является признаком инфантильности. На самом деле, думать нужно о том, "как мне достичь стабильного ежемесячного/годового дохода известного размера".

«Целей достигаем не мы, а наше подсознание» - это вообще гениально! Это такая эзотерика, замаскированная под бизнес-технологию. Миф о мудром подсознании не менее часто используется тренерами-шарлатанами, чем миф о зоне комфорта или силе мотива. Все это очень походе на фильм «Секрет», в котором утверждается, что существует некий закон притяжения, в соответствии с которым мы притягиваем в нашу жизнь то, что сильно хотим. И это чистой воды мистика.

Ну, а о том, что такое подсознание с точки зрения науки, вы можете узнать из видео.

«…я проходил «тест на адекватность» среди знакомых предпринимателей уровнем выше меня» - уважаемые читатели, если у вас есть предприниматели, которые более успешны, чем вы, самое разумное – это устроиться к ним на работу, или войти к ним в бизнес, или сделать их своими инвесторами – живые деньги лучше советов или оценок, поверьте. И опять мы имеем дело с полным непониманием того, что такое бизнес, что успешным бизнесмен мог стать случайно, что бизнесмен не только может не понимать, что именно привело его к успеху, но и считать фактором успеха то, что на самом деле может лишь привести к неудаче.

«Важно сейчас только одно – сдвинуться с мертвой точки» – что за бред?? Ввязаться в драку, а там посмотрим? Это опять-таки мифологема, причем мифологема, весьма популярная у мотивационных спикеров и бизнес-тренеров – важно выйти из зоны комфорта (подробнее о мифологеме «зона комфорта» смотрите видео). При таком подходе технология подменяется пустыми, но громкими призывами, вам не говорят, что нужно сделать по сути, вам говорят, что нужно сделать по форме: вам должно стать дискомфортно, вы должны сделать хоть что-то, сдвинуться с мертвой точки. Как будто тот факт, что вы начали действие, гарантирует успешное завершение этого действия – достижение цели, ради которого вы это действие и начинали. Но на самом деле, весьма вероятно, что, необдуманно ввязавшись в драку, вы просто получите телесные повреждения. Наш автор, таким образом, рискует и семью потерять, и на лексус не заработать.

Итак, с моей точки зрения этот текст принадлежит перу или просто не очень умного человека, которого еще и сделали инфантильным на тренинге, или же его автор - это бездарный зазывала на тренинги «Бизнес-молодости».

P.S. Со статьей «Комсомольской правды», для которой я и давал комментарий (его, правда, сильно причесали и урезали), можно познакомиться по ссылке.

Скриншот странного поста:





  • 1
Еще раз прошу прятать текст под кат. Просто неудобно листать френд-ленту.

Крах. Старость.

Зашел тут сделать ксерокс в одну лавку. Пока печаталось, продавец выбежал на улицу по телефону поговорить. И стал кричать. Доносятся обрывки фраз: "Да надо на этих тварей бандитов натравить"... "Они, сволочи, перестали брать трубки"... "Это наеб@**во чистой воды было изначально". Поинтересовался, чем так взволнован товарищ. Оказалось, он прошел несколько ступеней БМ, и ему там предложили купить готовый бизнес. Он купил эту фото-лавку, вложил денег с другом, повелся на красивые графики и диаграммы. Тоже, наверное, о Лексусе мечтал.

Но вскоре выяснилось, что все цифры - фейковые. Дело убыточно, провально и ведет к потере всех денег. А на все претензии шла отговорка "Ты не умеешь управлять, вести дело, плохой ты коммерсант, у нас все было нормально". А потом и вовсе перестали брать трубки. И как он поведал, втюхивали там эти франшизы людям с горящими глазами пачками.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account