?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Таро
neveev
Карты таро, колода таро окружены множеством мифов и произвольных умозрительных выводов, поэтому имеет смысл привести некоторые факты, которые помогут взглянуть на карты таро непредвзято и трезво.

Прежде всего, нужно понимать, что таро – это игральные карты. Возникли они для того, чтобы играть, причем, видимо, играть азартно, а не для гаданий и уж тем более не для передачи неких оккультных тайн или эзотерических знаний.

Карты таро были изобретены в Италии в XV веке (подробнее...), по-видимому, путем добавления к обычной колоде карт 21 козыря. Не 22, а именно 21.

22 козыря («старших аркана») возникли только в оккультных трудах, и только тогда, когда эзотерики совершенно произвольным образом присовокупили к козырям карту под названием «Дурак».

Но дело в том, что карта «Дурак» козырем не является. Это следует из известных на сегодняшний день правил игры в таро. Поэтому, повторюсь,  добавление ее в так называемые «старшие арканы» таро абсолютно неправомерно. У «Дурака» иная функция. Да и номера на нем никогда не было, тем более номера 22.

mat
Рис. 1. Карта "Дурак" ("марсельское" таро)

Так что структура колоды карт таро следующая:


  1. Козыри – в зависимости от варианта колоды число козырей может меняться, но в самом раннем описании колоды таро был упомянут 21 козырь.

  2. Придворные карты – король, дама, рыцарь и паж четырех мастей – всего 16 карт.

  3. Очковые карты – от 1 до 10 четырех мастей – 40 карт.

  4. Дурак – 1 карта.

Надо сказать, что, скорее всего, оккультисты придумал термин "22 старших аркана" не по незнанию, а чтобы увязать таро и каббалу, в которой число 22 очень важно, ибо таково количество букв еврейского алфавита, с которыми активно работает каббала. Подробнее...

Несколько слов необходимо сказать и о самом названии «таро», которое тоже обросло различными оккультными трактовками.

Естественно, это название происходит из Италии. В Италии такие игральные карты называли tarocchi («тарокки»). В переводе с современного итальянского tаrocchi означает «обманы, надувательства» – это множественное число от tarocco  («тарокко»).

Слово «таро» (tarot), в свою очередь, – это французская калька слова «тарокки» (во Францию карты таро попали из Италии).

Так что, как видим, в названии таро нет никакой мистики и никаких намеков на всякие магические слова или схемы.

rider-waite_X_Wheel_of_Fortune
Рис. 2. Карта "Колесо Фортуны" из таро Райдера-Уэйта с необоснованным пантаклем "таро"

Кстати, еще более ранним, чем «тарокки», названием рассматриваемой карточной игры было «триумфы». Интересно, что некоторые аллегории, изображенные на козырях таро, – это именно триумфы из одноименной поэмы Петрарки:


  • «Триумф Любви».

  • «Триумф Целомудрия».

  • «Триумф Смерти».

  • «Триумф Славы».

  • «Триумф Времени».

  • «Триумф Вечности».

Именно в этом порядке триумфы сменяют друг друга в поэме великого итальянского поэта. И, честно говоря, в таком порядке триумфов можно предположить не что иное, как порядок побед:


  • любовь побеждается целомудрием,

  • целомудрие побеждается смертью,

  • смерть побеждается славой (прославивший свое имя обретает бессмертие),

  • слава побеждается временем (мирская слава проходит со временем),

  • время побеждается вечностью (для вечности время не имеет значения).

Возможно, эта идея цепочки побед – иерархии – и была подхвачена создателями карточных игр, которые, очевидно, построены именно на этой идее: дама побеждает валета, король побеждает даму и т.д.

Имеет смысл привести названия козырей, соответствующие триумфам, на примере так называемого «марсельского таро» (оно больше всего знакомо всяким гадателям и оккультистам).

Триумф Любви – VI. «Влюбленные».

Триумф Целомудрия – VII. «Колесница». Да-да, не удивляйтесь: в гораздо более древней, чем «марсельское» - в таро Висконти-Сфорца ("марсельское" - это XVII-XVIII века, тогда как таро Висконти-Сфорца - это XV век) - на колеснице изображена девушка.

visconti sforza chariotcary yale chariotTriumph-petrarch-apollonio-2-chastity
Рис. 3. Слева направо: козыри "Колесница" из колод группы Висконти-Сфорца (левая - Пьерпонт-Морган, правая - Кери-Йель), иллюстрация к поэме Петрарки "Триумфы" - триумф Целомудрия (художник - Аполлонио ди Джованни, 1442)

Триумф Смерти – XIII. «Смерть».

Триумф Славы – XX. «Суд» – никакой это не суд, а триумф славы – медные трубы…

jugement1280px-Petrarch-4-fame
Рис. 4. Слева направо: козырь "Суд" ("марсельское" таро), триумф Славы - иллюстрация к поэме Петрарки "Триумфы" (анонимный французский переводчик, 1503: Французская национальная библиотека - Fr. 594)

Триумф Времени – IX. «Отшельник» (и снова не удивляйтесь – в изначальном варианте там был хромой крылатый горбун с песочными часами – вполне понятная аллегория времени).

visconti sforza hermithermit carl viTriumph-petrarch-apollonio-5-time
Рис. 5. Слева направо: козырь "Отшельник" из колоды группы Висконти-Сфорца (Пьерпонт-Морган), козырь "Отшельник" из колоды "Таро Карла VI", иллюстрация к поэме Петрарки "Триумфы" - триумф Времени (художник - Аполлонио ди Джованни, 1442)

Триумф Вечности – XXI. «Мир» – да-да, это триумф вечности, а фигура в окружении символов четырех евангелистов (ангел, орел, телец, лев) – это тот, кому вечность доступна, и кого часто изображают в кругу четырех евангелистов – Иисус Христос.

mondeTriumph-petrarch-apollonio-6-eternity
Рис. 6. Слева направо: козырь "Мир" ("марсельское" таро), триумф Вечности (художник - Аполлонио ди Джованни, 1442)

Есть два основных варианта колоды таро. Это итальянское таро и французское таро.

Итальянское таро более старое и по происхождению, и по стилю. В нем сохраняются древние масти карт – кубки, палки, мечи и монеты, а козыри представляют собой аллегорические изображения и имеют названия (такие как «Фигляр», «Колесо фортуны» и пр.).

Французское таро более современное. В нем используются всем знакомые масти карт – французские – пики, черви, бубны и крести. Козыри французского таро, как правило, не имеют специальных названий, а изображения на них являются просто жанровыми картинками.

fr_tarot_1fr_tarot_2
Рис. 7. Современное французское таро

Кстати, так называемое «марсельское таро» никакое не марсельское (само название «марсельское таро» придумано оккультистом Папюсом), а самое что ни на есть итальянское (тип С по Майклу Даммиту).

Порядок козырей (какой козырь за каким следует), который так будоражит голову оккультным интерпретаторам таро, также как и количество козырей варьировал и варьирует от колоды к колоде. Изменялись, естественно, и названия козырей, и картинки, изображенные на них.

Так что образы, которые мы находим на козырях таро – это не зашифрованные оккультные, гностические или алхимические послания, а аллегории, смысл которых вполне понятен, исходя из культурно-исторического контекста, в котором возникла и развивалась игра в таро. Например, козырь «Папесса» – это никакая не Верховная Жрица и не Исида, и даже не папесса Иоанна, родившая Антихриста, а одна из христианских добродетелей – Вера.

papessa-001Faith cary yale
Рис. 8. Слева направо: козырь "Папесса" из колоды группы Висконти-Сфорца (Пьерпонт-Морган), козырь "Вера" из колоды группы Висконти-Сфорца (Кери-Йель)

Вместе с тем в таро есть и козыри, значение изображений на которых пока не имеет однозначного объяснения. Это, например, такие козыри как «Императрица», или козыри с астрономическими объектами – «Звезда», «Луна», «Солнце».

Но отсутствие однозначной трактовки не означает, что надо срочно бежать к оккультистам и эзотерикам и просить их, чтобы они понавыдумывали своих типичных необоснованных интерпретаций.

Не лучше, кстати, и интерпретации некоторых любителей таро, которые, например, стремятся однозначно соотнести козыри таро и, фрески Джотто из капеллы Скровеньи - Пороки и Добродетели. Такого рода упрощенные трактовки, конечно, не должны приниматься во внимание.

В заключение хочу с тяжелым сердцем отметить, что карты таро стали орудием не только в руках гадателей, предсказателей, оккультистов и эзотериков, но и в руках «психологов», которые видят в таро архетипы Юнга, используют их в качестве чего-то подобного проективным тестам (якобы человек бессознательно тасует колоду так, что бы выпали именно карты, символизирующие его проблемы) или мандалам для трансперсональных медитаций, а также в расстановках Хеллингера.

Еще по теме:


  1. Лженаука тарология

  2. Таро и каббала

  3. История игральных карт



  • 1
Спасибо, очень нужный и грамотный материал. Теперь бы его куда-нибудь в википедию для общего пользования!

Сашка - тарошник - ваш милый помошник))

Саша...да ты и в таро спец)) потрясающе)) Я конечно понимаю что и на твой бред есть спрос, на каждый товар как говорится - свой купец, но если ты уж такого широкого профиля специалист, так покажи свои работы, давай смелее, а мы поглядим да почитаем, а вдруг ты чего там стоящего написал, хотя это врятли, судя по твоим комментариям ты только других поливать можешь, причем делаешь это на крайне низком, в том числе и научно низком, уровне.

Re: Сашка - тарошник - ваш милый помошник))

ты смешон, сектантик, ты считаешь, что своими тупенькими комментами мне карму испортишь что ли? :)))

Интересно, у вас в секте все такие же тупые, как ты или некоторые чуть умнее?

Кстати, если ты не в курсе, обсос, чем больше комментов, тем выше мой рейтинг в ЖЖ. Твой папочка тебе этого не объяснил? :)))

Создается такое впечатление что Вы сами себе Александр, эту самую популярность создаете, при помощи фриков.

Слов нет, метриал хорош!
А вот с Уайтом немного некорректно вышло, на счет "Пентакля Таро Уайта", это, номер раз - не пентакль. Пентиакль - магический инструмент, символизирующий Стихию Земли, а это просто знак.
Он придуман Элифасом Леви задолго до Уайта и представляет собой соединение нескольких алхимических символов - элементов серы, соли и ртути, это номер два. Элементы эти встречаются в Таро не так уж редко, так же как символы планет, зодиака и особенно - четырех стихий, изображенные повсюду.
Номер три - слова "таро - рота" (смотря как прочитать надпись на колесе) - часть более длинной фразы, хорошо известной, и "рота" - это "колесо", что вполне понятно на карте Колесо Фортуны. Тем более, что Таро постоянно сравнивают с колесом, это вложено в символические идеи оккультного Таро - конец это всегда начало, после десятки снова идет туз. Так что надпись на колесе вполне понятна.
И номер четыре - Таро начинались как игральные карты, но давно утратили это значение, нравится это кому-то или нет, это (теперь) оккультный инструмент, и на картах не только старые игральные образы - но и мифология, астрология, каббала, местами даже ангелы и демоны. Это есть- просто как факт. И о колодах 20 века судить лишь по сходству с игральными картами - все равно что Розетский камень оценивать по весу и размеру. Нельзя понять логику рисунка на современном Таро и оценить его правильность, не понимая сути нарисованного - сути, которой не было в 15 веке, но которая есть сейчас. Нельзя называть символ необоснованным, если вы не понимаете, почему он там. Нельзя сказать, что Повешенный на анкхе, дереве или розе вместо традиционной виселицы - это не правильно. Теперь именно это - правильно. Теперь правильной стала сила, что усмиряет зверя и едет на нем верхом, а старые рисунки убийства льва - теперь, с 20 века - не правильно. Для оккультного Таро правила иные.

  • 1