?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry Share Next Entry
Гештальт-терапия: отзыв пытавшегося освоить
neveev
gestaltОдна из моих подписчиц прислала мне довольно интересный и развернутый отзыв о своей попытке освоения гештальт-терапии. Отзыв раскрывает не только проблемы, существующие у платных обучающих программ по такого рода сомнительным практикам, но и сущность гештальт-терапии, ее иррационализм и субъективизм.

Оригинальное название отзыва "Стать гештальт-терапевтом могут не только лишь все, мало кто может это сделать" для ЖЖ длинновато, но не упомянуть о нем невозможно :-)

Итак, отзыв (с незначительными правками и сокращениями).

Я посещала курсы, которые проводил Киевский филиал Московского гештальт-института, полтора года, таким образом, окончив первую ступень их программы.

Мне кажется, сначала стоит в двух словах описать организацию учебного процесса. Весь курс делился на определенное количество "трехдневок", каждая из которых начиналась во второй половине в пятницу и длилась все выходные. Точно регулярность не назову, но за полтора года было проведено около 5-6 таких трехдневок. Цена одной трехдневки в то время составляла 120 долларов.

Занятия начинались с "шеринга", то есть участники и тренеры делились своими новостями и переживаниями. О странных особенностях этого шеринга будет сказано ниже.

Далее обычно мы принимались либо за упражнения, приведенные в "Практике гештальт-терапии" Перлза или разработанные другими гештальт-терапевтами.

В качестве примера таких упражнений предлагаю рассмотреть  упражнение «Точки». Это крайне непонятное и странное времяпровождение, которое, на мой взгляд, лучше всего подходит скучающим ученикам на задних партах. Выполнялось в коллективе из 3-4 участников. Каждому дали по маркеру контрастных цветов и лист бумаги один на группу. Сказали: "Ставьте точки, пока время не выйдет". И, короче, мы начали ставить точки. Кто как хотел. Мне эта затея показалась очень скучной и тупой, потому я лично ставила их очень лениво и где попало. Некоторые упорядочивали свои точки в какой-то узор, кто-то пытался залепить своими точками как можно больше пространства, кто-то размещал их по всему листу, а кто-то в уголке со своей стороны. Ну, в общем, ясно, что подходы были разные.

С толкованием сего действа была беда. Оказалось, что вот как мы ставили точки - так мы взаимодействуем в группе, причем у меня сложилось впечатление, что речь шла о том, что не только в этот раз, а вообще. Как будто если я ставила мало точек без системы, то я рассеяна и мало проявляю себя в группе. В любой группе не зависимо от моего настроения и целей. Другие манеры ставить точки тоже разбирались, но я не вникала, потому что, как уже объяснила, это упражнение казалось мне дурацким с самого начала.

Подобного рода упражнений еще было около десятка, и, в общем, не все были очень плохи, а у меня большее несогласие и удивление вызывали так называемые обсуждения результатов (шеринг). В них постоянно делались попытки все излишне обобщить, притянуть за уши какие-то понятия и категории гештальт-терапии. Возражения относительно некорректности некоторых выводов и толкований не особо принимались во внимание, потому что общая идея состояла в том, что ты себя вообще не знаешь, а вот эти упражнения, сделанные за 10-15 минут, откроют тебе глаза на твою истинную суть.

Помимо упражнений еще проводились "работы". По сути, "работа" – это индивидуальная консультация с терапевтом относительно какого-то необширного вопроса или проблемы с терапевтом-тренером, только в кругу других участников. Смысл сего вида деятельности, как нам объяснили, был в том, чтобы: во-первых, остальные, наблюдая за беседой тренера и клиента каким-то образом учились консультировать, а во-вторых, чтобы потом "использовать ресурс группы", когда в конце работы студенты имели возможность задать вопросы тренерам и выразить свои эмоции по поводу работы. Честно сказать, эта штука - ресурс группы - была для меня одной из самых загадочных вещей и осталась таковой по сию пору.

Само по себе нормальное в моем представлении преподавание "основ гештальт-терапии", то есть лекции, списки литературы (подробнее о которых позже) занимали в трехдневке в лучшем случае 40 минут.

Вечером в воскресенье проводился заключительный шеринг по тому же принципу. Ну и еще отдельно каждый день начинался и заканчивался тоже кратким шерингом.

Теперь о причинах, по которым я прекратила посещение этих тренингов или курсов, даже не знаю, как назвать. Их можно разделить на несколько групп:

1. Несогласие и неприятие некоторых идей гештальт-терапии, таких как:


  • разделение рационального начала и эмоций с явным приоритетом началу эмоциональному;

  • очень сомнительные постулаты, не понятно на чем основанные, но которые нужно было принимать как данность и, исходя из них, уже что-то делать. Например, утверждалось, что стыд в любой ситуации указывает на подавленное желание чего-то, или что похлопывание себя по бедру во время "работы" значит, что клиент испытывает агрессию к себе и как бы бьет себя;

  • большая роль терапевта и его личности в терапии, он как бы эксперт в тебе получше тебя самого, и если он тебе, скажем, говорит, как я написала выше, что у тебя к себе агрессия, то у тебя два выхода: сразу согласиться или попробовать возразить, тогда терапевт припишет это твоему сопротивлению и начнет с ним "работать";

  • огромное внимание к снам и ассоциациям, но при этом существование каких-то общих шаблонов толкования этого всего. Безотносительно показаний по этому поводу самого клиента;

  • идея о том, что человек строит отношения со всеми людьми одинаково, потому терапевт на основании его впечатлений от отношения к нему клиента может судить о том, какие у клиента могут быть проблемы в отношениях. Ну и что под чутким руководством даже конченный социопат может один раз научиться строить равноправные комфортные отношения - и все, с тех пор он всегда будет это уметь, если будет все делать правильно. Как правильно - неясно, нужно не умничать, а на эмоциях сосредоточиться.

2. Организация учебного процесса:


  • на мой взгляд, ничтожно малое время, отведенное непосредственно на лекции и ответы на вопросы о теории. С другой стороны, чего было ждать, если тренеры постоянно требуют не умничать, не рационализировать и так далее. Так во что хочешь поверишь;

  • очень стремный список рекомендованной литературы, где кроме книг по непосредственно гештальт-терапии как минимум треть представляла собой художественную литературу, причем некоторые произведения вообще были для детей младшего школьного возраста, увы, что именно там было я уже забыла, а список не сохранился. Предполагалось, что эти самые сказочки должны помочь что-то переосмыслить. Что 14 разных человек в одной группе могут переосмыслить, прочитав на всех одно произведение для детей - затрудняюсь сказать. И это в то время, когда на сайте филиала упоминается, что во многом концепция гештальт-терапии формировалась под влиянием экзистенциалистов, в том числе Сартра, никакого Сартра нам читать не советовали. Видимо, для первой ступени это слишком сложно;

  • за полтора года ни разу не было проведено хоть малейшего контроля знаний. Никого не интересовало проверить, кто что понял, запомнил или прочел.

3. Организация работы группы:


  • постоянно велись разговоры о безопасности группы, психологическом комфорте и тому подобном. Реализовывались эти принципы так, что мне, например, не давали смеяться, когда я слышала, что человек абсолютно серьезно рассказывает, что умеет видеть будущее, материализует деньги и умеет исцелять наложением рук, однако, тренеры весьма равнодушно относились к недовольству остальных студентов по поводу того, что вот, посреди трехдневки в группу вваливается два злобно забивающих на процесс обучения тела, тем самым как раз добавляя постоянного стресса, дискомфорта для всех участников, которые должны делиться переживаниями и личной информацией;

  • чтобы получить сертификат об окончании первой ступени нужно отзаниматься в группе пять трехдневок из 6, т.е. около 180 астрономических часов. И вот у нас в группе было два участника, которые физически присутствовали на этих курсах в общей сложности около 80 часов из 180. Они могли посидеть полдня в субботу, например, не явившись в пятницу и воскресенье. Или пропустить подряд 2 занятия, а потом прийти на полтрехдневки. Естественно, это сильно раздражало, во-первых, из-за халатного отношения к "учебному плану" со стороны как студентов, так и тренеров и усиливало подозрения в отсутствии любых образовательных целей у всей этой активности, а во-вторых, остальные члены группы уже более-менее привыкли друг к другу и потому при отсутствии этих двух участников "работы", о которых я упоминала, проходили как-то легче ввиду отсутствия малознакомых людей;

  • вопросы по теории гештальт-терапии не очень приветствовались. На вопрос, откуда, например, взято, что похлопывание себя по ноге - это обязательно проявление аутоагрессии, ответы были разные: то потом это разберем; то как-то все сводили к тому, что несогласие с этой идеей у меня лежит в моей работе с личным терапевтом и мне нужно спросить у него про тот конкретный случай, о котором я говорю; то вообще меня спрашивали, почему это меня сейчас интересует, может, этот вопрос возник только потому, что я хочу отвлечься от неприятных мне эмоций, поэтому мне лучше сейчас обратить внимание на свои переживания.

4. Другие, разнообразные претензии:


  • сексизм. Я никак не могу умолчать об этом, потому что, на мой взгляд, это омерзительно и недопустимо. Оба тренера и оба моих личных терапевта, к которым я ходила, были убеждены, что есть какие-то серьезные отличия между эмоциональностью и рациональностью у мужчин и женщин, и что есть какие-то особые методы, по которым нужно работать с клиентом, принимая в учет его пол, не интересуясь личностными качествами. Для примера кратко опишу одну из "работ". Мы с тренером обсуждали мою непонятную для меня антипатию к одному парнишке, которого я впервые увидела лет в 12 в коридоре школы, где мы оба находились, чтобы писать какую-то олимпиаду. После этого я видела его каждый год по пару раз при тех же обстоятельствах, и он мне все больше не нравился, а потом, когда мне было 15, оказалось, что мы с ним будем одногруппниками в лицее, куда оба перешли из своих школ. Через некоторое время этот человек начал проявлять ко мне симпатию. Из этого оба тренера сделали вывод, что я его невзлюбила, подавляя свою симпатию к нему. На чем это было основано не понятно, если не считать того, что я женского пола и романтика меня должна больше интересовать, чем победа на олимпиаде. Что удивительно, тренеры даже хронологию событий умудрились перепутать, слушая меня. Каким-то образом у них получилось это услышать так, что сначала были какие-то его знаки внимания, а потом я начала проявлять к нему антипатию. Спешу предупредить возможные возражения - это далеко не единичный случай, у тренеров были убеждения и относительно мужчин (менее эмоциональны, почему-то более ревнивы, обязательно имеют порывы к полигамии и т.д);

  • специальная лексика и манера речи. За полтора года все участники группы начали употреблять в речи какие-то дурацкие термины и обороты речи, принятые в кругу  гештальт-терапевтов, при чем часто замена привычных названий на новые была абсолютно не обоснована;

  • отдельно не могу не упомянуть про феерический контингент людей, которые учились гештальт-терапии или уже работали тренерами. Тех, которые не увлекались всякой чушью типа фен-шуя, чакр, силы космоса, материальных мыслей, рейками, бесконтактным массажем, астрологиями, телепатиями и прочим добром, можно было на пальцах перечесть, и то многие из них были просто слишком ленивы для этого, а не слишком скептичны.

Ну, что, понравилось? Удалось понять, насколько уютным рассадником иррационализма и субъективизма является гештальт-терапия?..


  • 1
Сколько у человека терпения... я изучение этой темы забросил почти сразу, поняв, что не моё.

А чем не понравилось? Почему не Ваше?

Слишком нечеткая терминология и язык - как обычно бывает, когда хотят замаскировать отсутствие содержания. Знаете, как говорят: "закон что дышло" - про закон, который можно повернуть и так, и эдак - вот примерно так и там. Техники, бывает, излагают конкретно, а теоретическая база - откровенная издёвка над мозгами. Ну и гробовая тишина на тему экспериментального обоснования техник, за исключением изначальных опытов с фигурой и фоном, которые и породили эту "движуху".

Ну, Вы, как я понял, больше через рацио/логику воспринимаете. В гештальтке больше через "просёк фишку" и чувствование воспринимать нужно. Это совершенно иная философия восприятия - в этом её фишка, это не КПТ какое-нибуль (я просто по образованию сам математик с двумя дипломами - думаю, у меня есть с чем сравнить). Обоснование, может, и появится, когда появится "Перлз"-логик или кто-то подобный. Только польза от этого обоснования спорная... :)

Поэтому я и говорю, что "не моё" - не наука, а шаманские практики со всеми вытекающими.

Да, и польза то качественного обоснования огромная - проверив экспериментально основы-"аксиомы", можно проверить многочисленные выводы-"теоремы" из них, даже если и не так надежно, как в математике. И потом понимать, какие возможны модификации и адаптации методик, к чему они приведут. Иначе остается только метод тыка, да и тот - как у нлп-шников: помогло - хорошо, не помогло - невиноватаяя, пробуем другое.

Странный отзыв. У меня совсем другой опыт. По-моему суть гештальт-терапии как раз в свободе от интерпретаций, толкований и уж тем более от директивного навязывания какой-то определенной точки зрения.
Я могла бы прокомментировать каждый пункт, но лень=)
(феншуем и астрологией не увлекаюсь)
=))

Отзыв непонятно о чем вообще из серии "белые не умеют прыгать". Один конкретный человек в одной конкретной отдельно взятой обучающей группе не просек фишки гештальта. Ну бывает. И что из этого?
Какие глобальные выводы нам предлагается сделать?

Чтобы делать выводы о "иррационализме и субъективизме", лучше все-таки опираться на личный опыт, а не на чужой.
"Шаляпин плохо поет. - А ты его слушал? - Нет, мне сосед напел".
Мой опыт участия в гештальт-тренингах совсем иной. Автор этого отзыва ударяется в собственный субъективизм )))
Кроме того, по отзыву видно, что автору нужна "сильная рука", не хватает учителя и преподавателя, как в школе или техникуме, который бы спрашивал, вызывал к доске, проверял "знание теории", требовал бы подтянуть то и это.
Гештальт для взрослых или, по меньшей мере, самостоятельных людей, которые в состоянии сами для себя решать, насколько много им нужно теории. Причем на первой ступени, клиентской, теория вообще не так важна, как проработка собственных тараканов. Люди, которые идут дальше, изучают теорию и с них ее дальше реально ТРЕБУЮТ.
Вообще же гештальт как технология более работающая, чем многое из того, что преподают в тех же российских вузах. Оттуда выходят люди с кашей в голове, которые не владеют методом. А хорошо выученные гештальтисты владеют методом и добиваются результатов (=изменений в жизни клиентов), а не разговоров ни о чем, как большинство психологов с "корочками". имхо.

обучался 5 лет гештальту у французов (Серж Гингер и Ко) никакой эзотерики, никакого фен щуя))) вообще в психотерапии важны харизма, опыт и знания... гештальт - феноменологический подход и нравится мне именно отсутствием интерпритаций... гладить и похлопывать собственное бедро можно по разным причинам, все зависит от контекста... помочь человеку разобраться и осознать, что с ним в данный момент одна из задач... странный для меня наезд на метод со стороны очень понравившегося мне по видиороликам психолога Нивеева...

Очень согласна с девушкой. Училась гештальту много лет, окончила все три ступени. Претензий к методу не имею, зато имею претензии к людям, которые этому методу обучают и практикуют. Ощущение от сообщества мягко говоря неприятное. Есть профессионалы среди освоивших программы в МГИ, но таких единицы. Проходила личку не один год, осадок тоже остался неприятный. Для себя сделала вывод - против системы идти, равно самоубийству, лучше сделать выводы и систему обойти. Заметила в процессе обучения, если участник группы выбивается и начинает задавать ненужные вопросы, несоглашается, пытается организовать диалог, ему непременно будет инкриминирован какой нибудь ярлык в виде переноса или проекции, да ещё и прилюдно пристыдят за ненадлежащее поведение. Методом с удовольствием пользуюсь.

Edited at 2016-03-22 03:53 pm (UTC)

Лжепсихология. - этим всё сказано.

Отзыв у меня лично вызывает сомнения, потому что различные фразы в тексте, типа "похлопывание себя по ноге - это обязательно проявление аутоагрессии" никак не вяжется с гештальт-подходом, где стараются уйти от жёстких интерпретаций. Хотя, не знаю, может там на курсах, действительно, был такой трешак. В отзыве, кстати, не упомянуты фишки этого вида терапии, так сказать, преимущества, как будто автор или не просёк их, или их нет, или просто не указаны. По прочтению складывается такое впечатление, что там какое-то непонятное сборище феншуистов-интерпретаторов, что очень странно для гештальт-тусовки. Возможно, обучающий привёл аутоагрессию в качестве примера, а обиженная обучаемая потом исказила контекст обучения намеренно, или просто неправильно по каким-то причинам поняла. Через текст, действительно, чувствуется некая обида (бывает так часто: у человека ковырнули что-то, его нахлобучило и он не доволен)

"Сборище феншуистов-интерпретаторов, что очень странно для гештальт-тусовки". Как раз это очень типично для гештальт-тусовки)). Вот например послужной список одной мадамс, гештальт-терапистки:"Мое становление:
- Многомерная медицина.
Обучение радиэстэзической работе по методикам Института Многомерной медицины для работы с проблемами физического тела и ситуаций в социуме.
- Тантра,телесно-ориентированные практики.
- Внутренняя школа Рейки. Открытие видения того, как устроен этот мир и что лежит за пределами ума.
- МИГТИК. Летний интенсивный семинар по гештальт-терапии «Большая Волга» по программе продвижения в гештальт-терапии (basic advance).
- Семинар рейки по активации «Меркаба» на Филиппинских островах.
- МИГТИК (Московский институт гештальт-терапии и консультирования), обучение методам гештальт-терапии.
- Австралийский колледж кинезиологии. 4 курса подготовки по мышечному тестированию с целью улучшения постурального равновесия и снижения физического и умственного дискомфорта «Целебное прикосновение»..." Продолжить??
Отдельно понравилось: что лежит за пределами ума...Может за пределами разУМА... все таки, а может я ошибаюсь)))

Edited at 2017-12-17 09:53 am (UTC)

Тоже лень писать комменты ко всем пунктам отзыва,гештальт,как и любой другой метод психологии,подходит не для всех.Автор отзыва,возможно,не осознала "фишки" этого метода.Лично мне эта фигня помогает жить.Она ничего не навязывает.Про феншуистов и прочих могу сказать:ну что ж,если делить участников группы на увлечения,то здесь могут быть также танцоры,рыбаки и т.д.А если на профессии: модели,управляющие,да кто угодно,хоть сварщики.Что это вдруг автор только феншуистов вспомнил?Гештальт это про многогранность.Тренеры могут быть тоже разные,могут и словцо по-крепче сказать в тему.Гештальт советов не дает.

Хотелось бы поделиться своим опытом общения с гештальт-терапевтом. Как я сейчас понимаю, одним из методов работы в гештальт-терапии - это искусственно создавать эготический невроз, заставляя клиента сосредотачиваться на своих чувствах и эмоциях.
Я как человек, который столкнулся с таким вот подходом, скажу что это очень и очень болезненный и даже разрушающий метод. Может, дело в том, что я сама по себе человек, который постоянно тестирует свои чувства. Я постоянно проверяю, а правильно ли я почувствовала, а правильно я понимаю, что я чувствую, а не заблуждаюсь ли я в себе сама. Постоянные мысли об этом и так вызывают у меня тревогу, я не могу расслабиться, думая постоянно над тем, что заблуждаюсь в отношении себя. Прежде чем рассказать терапевту о своей проблеме, мне пришлось как-то отделить зерна от плевел. Все-таки определиться с тем, что я именно чувствую, и в чем не заблуждаюсь. И вот я попадаю к терапевту. Рассказываю это все, и начинается допрос. От меня постоянно требует рассказать, что я чувствую, что я думаю. А если я как-то неправильно выразилась (ну, терапевт посчитал, что я озвучиваю свои логические соображения, а не чувства), он продолжает напирать, чтобы я озвучила свои чувства. Я в течение такой беседы снова начинаю прислушиваться к себе, снова начинаю тестировать свои чувства. Мне снова начинает казаться, что я неправильно чувствую, что я неправильно понимаю себя, что все мои чувства и переживания - иллюзия. Кажется, будто ты барахтаешься в луже грязи. И зацепиться не за что, чтобы обрести опору. В какой-то момент тебе начинает казаться, что ты вообще ничего не чувствуешь. Ну, обычно такое ощущение возникает, когда постоянно давят на больное место, на больную ногу или руку. Тебе кажется, будто все онемело, и ты чувствуешь на периферии какую-то ноющую боль. Что трактуется терапевтом как психологическая защита, нежелание принимать себя. Он продолжает тебя насиловать. Ты уже вообще ничего не чувствуешь и не ощущаешь, кроме чувства вины и неполноценности из-за того, что ты плохая, потому что не можешь чувствовать или хотя бы озвучить свои чувства. Особый юмор заключается в том, что я как раз обратилась к терапевту с тем, что меня постоянно беспокоят чувства вины и стыда.
И да, плюсую к тому, что терапевт считает себя умнее тебя самого. Терапевт постоянно навязывал мне то, как он меня видит. Когда я не соглашалась и возражала, говорила, что не испытываю всего того, что он мне приписывает, он тоже трактовал это как психологическую защиту и продолжал напирать. То же самое было и в тех случаях, когда мне просто нечего было сказать. О каких-то вещах я никогда не задумывалась. Или просто они меня не беспокоили. Я хорошо жила, не парясь над этими вещами. Но терапевт был не доволен тем, что я не могу озвучить свои переживания по этому вопросу. И требовал ответа. А невозможность дать ответ о чувствах трактовал снова как псих.защиту.
После такой беседы остается ощущение, будто тебя жестоко расчленили на куски, а каждый кусок изнасиловали в особо извращенной форме.

Edited at 2018-11-27 01:04 pm (UTC)

  • 1