Previous Entry Share Next Entry
Памятник князю Владимиру и День народного единства
neveev
Специфическую систему представлений, которой сегодня руководствуются наши правители, я называю диффузной идеологией.

Этот термин я составил по аналогии. Есть в психологии такое понятие «диффузная идентичность». Такая идентичность наблюдается у человека, который в зависимости от, так сказать, дня недели меняет свое мировоззрение, имидж, поведение в целом, который сочетает в своем мировоззрении несочетаемые идеи и представления…

Вот взять праздник 4 ноября – День народного единства. Что это за праздник? Понятно, что его основное назначение – заместить в массовом сознании праздник 7 ноября – годовщину Октябрьской революции 1917 года. Просто отменить праздник кому-то показалось недостаточным, как и продолжать его праздновать, но под другим названием, и вот уже в календаре появляется дата, призванная напомнить о единстве, но непонятная никому, не ложащаяся ни в чью идеологию и, в итоге, разделяющая всех. Для коммунистов этот праздник – предательство и манипуляция, для православных – ничем не заслуживающий статуса нерабочего день. Православных возмущает, в частности, что гораздо более важные православные праздники являются рабочими днями.

А заместило ли в итоге 4 ноября 7 ноября? Да нет, не заместило. Скорее День народного единства каждый раз напоминает нам о том, что 7 ноября теперь не праздник и обычный рабочий день.

Установление такого рода непонятных никому праздников – это не просто пример неудачного применения политических технологий, но и проявление именно диффузной идеологии: во власти не знают, какие стране нужны праздники и зачем они нужны. Мы давно забыли о Смутном времени, Минин и Пожарский для нас – это всего лишь фигуры, образующие памятник на Красной площади, а тут вдруг раз – и официальный праздник и нерабочий день. Диффузная идеология. А чего бы не попраздновать?

Серий передач о преодолении Смуты 4 ноября по телевизору не показывают, в школах никаких мероприятий по этому поводу не проводят, зато празднуем…
Символично, что открыть памятник Владимиру Святому решили именно 4 ноября. Хотя какая, простите, связь между Владимиром Святым и Смутным временем? Да никакой. Это и есть диффузная идеология: связи нет, а мы сделаем вид, что она есть.

Зачем памятник Владимиру в Москве? Почему он расположен рядом с Кремлем? Куда смотрит Владимир? Зачем такая политизация Святого Равноапостольного князя? Разве его основной вклад в историю – это не крещение Руси? Все это вопросы очень важные, но для носителей диффузной идеологии – не существенные.

Что будут чувствовать москвичи, проходя и проезжая мимо этого памятника? Я думаю, чувства будут смешанными, диффузными. Диффузия – это и есть смешение.

Но разве задача идеологии, задача памятников и символов – вызывать смешанные чувства, запутывать, порождать недоумение? Да нет. Все ровно наоборот. Идеология – это, прежде всего, система четких ориентиров. Идеология призвана объединять общество, ставить перед ним четкие цели.

Или вот еще какая-то ерунда. Мы ставим памятник крестителю Руси, освящаем этот памятник, причем делает это сам Патриарх, но при этом высмеиваем попытки православных запретить прокат фильма Учителя «Матильда», в котором, фактически, опошляется православный царь и православный святой. Странно, нет? Как это может сочетаться в одной и той же политике одного и того же государства? Как, как – в рамках диффузной идеологии…

Или. Памятник крестителю Руси открываем, причем это событие поддерживает своим присутствием лично Президент. А вот с людьми, которые устраивают самые настоящие шабаши, препятствуя строительству в Москве новых храмов, на государственном уровне никакой борьбы не ведем. Пусть благодарные князю Владимиру и почитающие его люди – православные верующие – сами разбираются…

А может быть памятник Владимиру – это на самом деле не памятник святому, не памятник крестителю, а памятник Путину? Но зачем тогда этот эвфемизм? Зачем это стеснение? Зачем намеки там, где нужно заявлять прямо? Кого мы все время стесняемся? До сих пор чувствуем свою неполноценность перед так называемыми «развитыми странами»? Но в этом случае ни памятники князю Владимиру, ни даже памятники Ивану Грозному ситуацию не изменят. Если мы способны говорить о национальных интересах только намеками и символами, значит нам еще очень далеко до того, чтобы эти интересы полноценно отстаивать…

Опять какая-то диффузия, ретуширование, маскировка, сглаживание углов, уход в почти никому не понятный символизм.

Вообще, на мой взгляд, после построения в Москве таких ельцинско-демократических шедевров, как Поклонная гора и памятник Петру Великому работы Церетели, всякий памятник, установленный в Москве, будет смотреться комично. Памятник Петру работы Церетели, с моей точки зрения, нужно вообще убрать, желательно с громким и зрелищным взрывом, а Поклонную гору – существенно переделать. И только после этого возводить великодержавные по своему смыслу монументы.

Вдобавок, носители диффузной идеологии, по-видимому, забыли (или никогда не знали) о наших вековых традициях, в соответствии с которыми если уж мы хотим освежить народную память о святом, то ему надо построить храм, а не поставить статую. В этом смысле проявлением уже не диффузной, а вполне нормальной идеологии стало бы построение большого собора во имя Св. Равноапостольного князя Владимира где-нибудь в районе метро Киевская. Действительно, на памятник креститься нельзя, а вот на храм – можно и нужно…

Но самое страшное в диффузной идеологии наших правителей то, что эта идеология, по всей видимости, не распространяется за пределы кремлевских, или каких там, кабинетов. Народ не понимает власти, а власть не понимает народа. И это очень тревожная ситуация. Если этот разрыв будет углубляться, то власть окончательно оторвется от народа, и возникнет еще одна мощнейшая предпосылка для русского бунта.


  • 1
Стоило бы не только памятник Петру от Церетели убрать, но и ХХС снова взорвать -- получилась бы неплохая традиция... Ведь назло советским людям возвели, специально подбирали какую громадину вернуть, да и объявили главным храмом страны. Почему не Собор Василия Блаженного, если уж брать Москву?

Привет, братишка!

А переключать свое мировоззрение с научного на религиозное - это ли не диффузия? Психолог-христианин - как физик-оккультист. Что не удивляет, зная, как обстоят дела с психол. образованием в России.

  • 1
?

Log in

No account? Create an account