Previous Entry Share Next Entry
Эффект Кембриджского университета
neveev
cambridge effectЯ уверен, что в Интернете многие сталкивались со следующим текстом:

"По рзелульаттам илссеовадний одонго анлигйсокго унвиертисета, не иеемт занчнеия, в кокам пряокде рсапожолены бкувы в солве. Галвоне, чотбы преавя и пслоендяя бквуы блыи на мсете. Осатьлыне бкувы мгоут селдовтаь в плоонм бсепордяке, все-рвано ткест чтаитсея без побрелм. Пичрионй эгото ялвятеся то, что мы не чиатем кдаужю бкуву по отдльенотси, а все солво цликеом".

Но правда заключается в том, что такого исследования ни в Кембриджском университете, ни в некоем "одном английском университете" вообще не проводили.

Более того, во-первых, перестановки букв в словах всегда затрудняют чтение и замедляют его скорость, и, во-вторых, эффект наблюдается только для относительно коротких слов, если переставить буквы в длинном слове, то прочитать его, будет почти невозможно.

Вот, например, попробуйте прочитать:

эицкиетикфраля

Вдобавок, в данном отрывке бувквы переставлены не полностью случайно. Автор этого текста специально подбирал слова и переставлял в них буквы так, чтобы текст можно было прочитать. Обратите, в частности, внимание на то, что в исходном тексте - англоязычном - присутствуют слова "Кембриджский университет" (Cmabrigde Uinervtisy), тогда как в русском варианте эти слова пришлось заменить на более легко читаемые "одного английского университета" (одонго анлигйсокго унвиертисета).

Кстати, если перемешать буквы в словах с помощью компьютерной программы (оставив первую и последнюю на месте), то прочитать текст будет гораздо сложнее.

Так что в случае приведенного текста речь идет о фальшивке, речь идет о том, что (1) можно создать короткий текст, в словах которого буквы будут определенным образом перставлены, и (2) при этом текст все равно можно будет прочитать.

Это, действительно, не сложно - попробуйте! :)

ЛИТЕРАТУРА

Rayner, K., White, S.J., Johnson, R.L., & Liversedge, S.P. (2006). Raeding wrods with jubmled lettres: There is a cost. Psychological Science, 17, 192-193.


  • 1
  • 1
?

Log in

No account? Create an account